Место легко узнается благодаря сохранившемуся зданию гостиницы Европейской (дом с декоративными башенками на крыше), расположенному на перекрестке улиц Спасской и Николаевской (Ленина).
На фотографии хорошо просматривается участок деревянного тротуара, а также часть полотна Спасской улицы. Ссыльный поляк Генрих Каменский, описывая в своих письмах быт и нравы жителей Вятки, упоминал о колесах дрожки, погружающихся во время поездки по самые оси, и о не столько элегантных, сколь удобных деревянных тротуарах. Интересно, что вплоть до тридцатых годов XIX века мощение городских улиц Вятки осуществлялось таким же образом, как и в древнем Хлынове. С одним лишь отличием, что сначала мощение было бревнами, а затем однорезкой – бревном, распиленным или отколотым вдоль на две части.
Впервые об изменении способа мощения улиц упомянул губернатор Тюфяев. В своем указе городскому архитектору от 8 июня 1834 года он сообщал, что прежний способ мощения дорог, опасен для передвижения, когда ветшает, а также гибелен для города во время пожара. С тех пор мощение мостовых по возможности велось мытым речным хрящом. А с 1892 года в городе начали появляться каменные мостовые с «боковыми откосами, выстланными плитняком”. К сожалению, мощение из-за нехватки средств велось частями. Это были островки в открытом море, которые никуда не вели. Так первым был замощен камнем перекресток Спасской и Казанской улиц, однако уже за одно лето он успел покрыться приличным слоем грязи, из-за чего требовал ремонта. Воистину вечная проблема.
|