В музее представлены несколько альбомов с цинкографиями, выполненными по рисункам Хохрякова. Процесс цинкографии для использования в тиражной печати изобрел в 1875 году Шишкин. На цинкографической бумаге выполняется рисунок, который в дальнейшем фотомеханическим способом переносится на цинковое клише, с которого и идет печать. Иногда клише еще дорабатывается резчиками.
Представленные в музее листы, которым больше ста лет, являются вырезками из газет "Московский листок". Их собирали в Вятке сестры Хохрякова и аккуратно хранили. "Московский листок" выходил тиражом в 40000 экземпляров, тираж шел и на Россию, а не только по Москве, поэтому вся Россия знала Хохрякова. Этот отпечаток иллюстрировал газету каждое воскресенье. "Московский листок" был очень популярен в любой среде, потому что он, как говорили в то время, "не позволял буржуям жить безоглядно". Ведь кроме иллюстраций газета содержала очень острый материал. Поэтому, хоть и не все газету любили, но все покупали. Знатные люди специально посылали рано утром гонца за листком, чтобы знать, что в нем нет его фамилии.
На протяжении 20 лет Хохряков делал рисунки для газеты, это позволяло ему жить там, где он хотел, не привязывало к месту. Сейчас бы его назвали модным словом "фрилансер". Полученные деньги он отсылал в Вятку своим сестрам и батюшке. Последние свои работы цинкографии художник уже живописал в тоне. В написании первоначального рисунка художник использовал кисть и писал смесью сажи с белилами. Из писем художника Хохрякова Аполлинарию Васнецову можно понять, что Николай Николаевич относился к своим цинкографиям как к написанию картин. Он писал: "Плачешь, да сидишь рисуешь – надо, чтобы хорошо получилось".
|