Красота старой Вятки
Главная Старая Вятка Легенды Прогулка Музеи  
Где прогуляться в Кирове
Казанская улица
Александровский сад
Набережная Грина
Московская улица
Спасская улица
Улица Ленина
Новодевичий монастырь
Трифоновский монастырь
 

Снесенные соборы и церкви Вятки

Потерянная Вятка

Этот древний город, история которого насчитывает несколько веков, начинался с первого хлыновского деревянного кремля, по традиции установленного на высокой горе. К концу XIX века в Вятке насчитывается уже 38 храмов, каждый из которых имеет уникальную архитектуру, располагается в живописном месте так, чтобы быть максимально заметным со всех сторон, символизируя силу веры и мощь православной культуры. Об уникальных видах вятского пейзажа, неотделимого от православного сознания, о "патриархальной физиономии" этого города неоднократно писал М.Е. Салтыков–Щедрин.

Вид северной части города Вятки с Александро-Невского собора

Однако ХХ век вносит свои коррективы в развитие и становление города. По России прогремела Октябрьская революция, которую не приняли в совете управления Вятской губернией, вследствие чего было заявлено о независимости и отделении губернии в республику. Процесс отделения Вятки от приверженности монархии и православию шел очень болезненно, поэтому уже в первые послереволюционные годы было уничтожено около 11 храмов, чтобы искоренить из сознания эти символы старой культуры. Знаменитый визит И. Сталина и Ф. Дзержинского в 1919 году повлек за собой упразднение большинства чиновников и создание нового военно-революционного комитета.

Новая идеология пьянила свободой и вседозволенностью, патриархальный быт стремительно рушился, новое сознание предполагало не столько свободу выбора, сколько вседозволенность – в пику строгости и богобоязненности патриархального православия. Поэтому, чтобы дать основу новой идеологии, базовые понятия веры и религии вытеснялись схожими по сути революционными, оставляя сформированное веками религиозное сознание нетронутым. Вместо Пасхи – Праздник трудящихся, вместо Рождества Христова – День революции, вместо Крестного хода - демонстрации с портретами вождей, вошедших в верховный пантеон. Неслучайно культ личности Сталина, начавший создаваться с 1929 года, подразумевал бессмертие вождя, по аналогии с парадигмой библейской истории о богочеловеке. Опыты с бальзамированием Ленина в 1924 году относятся именно к этим мировоззренческим установкам. Появляются и новые народные герои.

Портрет Сталина на центральной гостинице города Кирова Открытие памятника Степану Халтурину в городе Кирове - ноябрь 1923 года

Все это закономерно вело к уничтожению и преобразованию храмов и всего, что напоминало о "старой культуре". Важно было показать, что храм можно превратить в нечто полезное – например, в театр или во дворец физической культуры или сухарно-бараночный комбинат, как это стало со старейшим памятником древнерусского зодчества – Успенском собором или вообще безнаказанно стереть с лица земли. Таких примеров очень много. Неслучайно именно с 30-х годов усиливается борьба с религией: в 1929 широкомасштабно отпраздновали 50-летие И. Сталина, и с этого времени происходит полная монополизация власти и жесткое проведение и новой политики, предполагающей "создание нового человека".

Митинг - Праздник революции, проходивший в марте 1917 года на Александровской площади Вятки перед собором Александра Невского Купола Александро-Невского собора разобраны перед взрывом - весна 1937 года

В 30-х в Вятской губернии было уничтожено около 20 храмов, а всего в ХХ веке только здесь сметено с лица земли около 270 очагов православной культуры. Однако просто уничтожать было нельзя. Помните слова "Интернационала"? "Мы наш, мы новый мир построим…". Поэтому пустоты от разрушений нужно было не просто прикрывать, но и объявлять о грандиозных планах застроек. Так Кафедральная площадь города превратилась в стадион «Динамо», одно из строений женского Преображенского монастыря – в филиал физкультурного диспансера, на Александровской площади, на которой когда-то был Александро-Невский собор, выстроили здание филармонии, на месте кладбища Покровской церкви разбит сквер…

Вполне в советской традиции Вятка в 1934 году была переименована в Киров, улицам со старинными названиями были даны новые имена в честь деятелей советской эпохи. И до сих пор в России стоит огромное количество унылых районов с застройками, как две капли воды похожими друг на друга. Тысячи улиц Маяковского, площадей Ленина, Дзержинского и многих других.

Живая Вятка, хранившая следы не одного столетия, средоточие православной культуры, город-памятник по количеству ценных архитектурных раритетов разных эпох, стала стандартизованным городом Кировом, так как задуманные новые памятники архитектуры так и не были выстроены. И только спустя почти 60 лет начало восстанавливаться утерянное, процесс этот долог и практически неосуществим.


Александро-Невский собор архитектора Витберга в Вятке Александро - Невский собор
Воскресенский собор в Вятке на Николаевской улице Воскресенский собор
Карта сайта Наши друзья Контакты   © 2013 - 2017 Наталья Кочурова