Александровский сад в Кирове
Парковая ротонда
Согласно императорскому указу 1817 года, предписывающему создание в губернских городах общественных садов, в Вятке такой сад был открыт в 1825. Изюминкой стало его расположение - он занял мыс, образованный крутым Вятским берегом и склоном Раздерихинского оврага. Вновь разбитый сад зеленой каймой стал огораживать с севера главную Соборную площадь города.
К сентябрю месяцу 1835 года под руководством архитектора Александра Егоровича Тимофеева в Александровском саду были сооружены две, исполненные в дереве, ротонды. Одна из них, воздушная и легкая, предназначенная открывать обзор, была возведена на крутом береги реки. Вторая - в глубине парка на овражном склоне.
Парковая ротонда, не предназначенная для широкого обзора окрестностей, архитектурно более насыщенна и интересна. Ее лаконичная и строгая красота завораживает и очаровывает.
Этот центральный павильон расположен таким образом, что визуально связан одновременно с входным портиком сада и береговой ротондой. Таким образом, парковая ротонда служит композиционным центром всего ансамбля построек. На высоком, в десять ступеней, кирпичном постаменте, подняться на который можно с двух сторон, в середине круглой площадки, окаймленной невысоким бортиком, и стоит красавица ротонда с четырьмя открытыми портиками и арками на пилонах. Каждый портик опирается на прямоугольные колонны, наполовину выступающие из стен, и на четыре свободно и попарно стоящие круглые колонны. Фронтоны их украшены растительными орнаментами в виде алебастровых барельефов и имеют по два плоских карниза, пирамидкой стоящие одно на другом. Выше - башенные стены без проемов и украшений. Завершается строение куполом, придающим ротонде величавость и значимость. В дореволюционной Вятке в воскресные и праздничные дни именно здесь всегда играл духовой оркестр, собирая возле парковой красавицы большинство отдыхающих горожан.
Парковая ротонда, произведение архитектурного паркового искусства, удачно и гармонично вписалась в природный пейзаж, став единым целым с окружающими ее деревьями и кустарниками. Она как бы приглашает немного задержаться и отдохнуть в тени ее внутреннего пространства, рассмотреть ее прекрасные архитектурные элементы.
|